Персонажи журнала «Веселые Картинки»
Начал издаваться детский журнал «Весёлые картинки» в сентябре 1956 года. Народный художник СССР, популярный карикатурист журнала «Крокодил» Иван Максимович Семёнов был автором этой идеи. Он же придумал главного героя «Весёлых картинок» — Карандаша, ставшего их символом. Мы говорим о забавном, находчивом и добром человечке с заточенным карандашным грифелем, замещающим ему нос. В своей нарядной синей блузе, с красным бантом на шее и в элегантном берете он безусловно изображает творческую личность, не лишённую задатков руководителя. Одновременно после создания данного персонажа стало очевидно, что ему потребуются помощники – Петрушка, Буратино, Чиполлино и Незнайка, возникнувшие уже в первых выпусках «Весёлых картинок».
Наиболее почтенная история одного персонажа из журнала Веселые картинки, разумеется, у Петрушки – персонажа русского фольклора. Уже не один век эта кукла в колпаке и со смешными длинными рукавами развлекает народ. Пожалуй, Петрушка является одним из самых весёлых персонажей журнала. Ловкий, общительный, по-своему остроумный и, кроме того, простой парень сразу же понравился огромному числу юных читателей.
Чиполлино – это герой произведения итальянского писателя Д. Родари, прославленного своими левыми политическими взглядами. Именно этот созданный авторским воображением мальчик-луковица «отвечал» за идеологическую нагрузку «Весёлых картинок», без которой само их существование в советские времена было бы попросту невозможно. Ведь Чиполлино у Родари боролся с богатыми – Принцем Лимоном, Сеньором Помидором и Графинями Вишнями и помогал бедным людям-овощам.
Несколько иная роль персонажа сказки «Золотой ключик» А. Толстого, у Буратино – деревянного человечка с длинным носом. Этот герой в «Весёлых картинках» ушёл весьма далеко от авторского замысла. В журнале этот чем-то похожий на Чиполлино борец с несправедливостью больше напоминал обычного мальчишку-шалуна, не лишённого, однако, и положительных свойств характера. Возможно, именно из-за этой двойственности, способной заинтересовать, к нему неосознанно тянулись детские души.
А вот Незнайка остался в «Весёлых картинках» таким же, каким и был в популярных в своё время детских сказках писателя Н. Носова. Его амплуа – вечный ученик, который по неведению, а то и вовсе из упрямства совершает множество ошибок. Но все его приключения, в конце концов, заканчивались хорошо, что сделало Незнайку кумиром детей дошкольного возраста.
Добольно быстро выяснилось, что изображенных выше персонажей для детского журнала не хватает. И вот возник Самоделкин – это самый симпатичный робот всех времён и народов, персонаж сочиненный Ю. Дружковым повести «Приключения Карандаша и Самоделкина». Вместо рук и ног у него пружинки, вместо носа – болтик. Это мастер на все руки, способный создать и починить всё что угодно.
Ещё один добавленный персонаж – Гурвинек. Популярен он был в чехословацких кукольных театрах, а в СССР стал известен благодаря мультфильмам. Создателем его в 1920-е годы стал Йосеф Скупа. Примерный мальчик с оттопыренными ушами, которого в наши дни окрестили бы «ботаником», призван был создавать привлекательный образ послушного ребёнка и отличника.
Серьёзной ошибкой, по мнению авторов журнала в первые годы его существования стало отсутствие персонажей-девочек. Для того, чтобы исправить положение дела, в компанию к весёлым человечкам добавили Дюймовочку из сказок Г. Х. Андерсена. Временами вместо неё был персонаж Н. Носова – Синеглазка. И ту, и другую можно назвать как «Гурвинека в юбочке» – пай-девочку, отличницу, ставшую для многих учениц младших классов примером.